Открыто

Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии [Михаил Майзульс]

Тема в разделе "Электронные книги", создана пользователем Топикстартер, 1 дек 2025.

Цена: 599р.-79%
Взнос: 125р.

Основной список: 6 участников

  1. 1 дек 2025
    #1
    Топикстартер
    Топикстартер ЧКЧлен клуба

    Складчина: Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии [Михаил Майзульс]

    vrag_.jpg

    Гербы и флаги с изображением скорпионов, экзотические тюрбаны и колпаки, крючковатые носы, рыжие волосы, багрово-красные, черные или даже синие лица, неестественно вывернутые позы, непристойные жесты и злобно-агрессивные гримасы. В искусстве средневекового Запада применялось множество знаков, которые маркировали и обличали иноверцев (иудеев, мусульман и язычников), еретиков, других грешников и отверженных. Всех их соотносили с «отцом лжи» – дьяволом, а также друг с другом, словно они были частью глобального сговора против христианского социума. Язычников-римлян порой представляли в иудейских шапках и с псевдоеврейскими надписями на одеждах, иудеев – в мусульманских чалмах, а мусульман обвиняли в том, что они поклоняются идолам и взывают к древнеримским богам. В новой книге медиевист Михаил Майзульс показывает, как с XII по XVI в. конструировался образ врага, как в пространстве изображений и на улицах городов работали механизмы стигматизации и как приемы, возникшие в Средние века, перешли в памфлеты, плакаты и карикатуру Нового времени.

    Введение
    Другой. чужой. враг
    I. Материальные знаки
    Judenhut: главный (анти)еврейский знак
    Иудеи в христианском искусстве
    От свидетелей к богоубийцам
    Нет ни римлянина, ни иудея: подвижная этничность
    Юденхуты: праведные и неправедные
    Антихрист и 30 сребреников
    Христос остановился в эммаусе
    Юдофобский знак в еврейских рукописях?
    Еретики как «новые иудеи»
    Язычники в юденхутах: от франков к монголам
    В мире Босха: воронки и юденхуты
    Герб дьявола и эмблематика зла
    Перевернутые щиты
    Воображаемая геральдика
    Мавр на щите
    Знаки-перебежчики
    Какой у сатаны герб?
    Три жабы короля: от язычества к христианству
    Инфернальная монархия
    Кровавые хартии и черные печати
    Герб Христа: инфографика страстей
    Скорпион и орел: кто убил Христа?
    Иконография распятия: право и лево
    Spqr: Рим языческий и Рим христианский
    Орел – имперская птица
    Скорпион: евреи и дьявол
    Римские скорпионы
    Зодиак и сифилис
    В лавке ростовщика
    Страсти из ла-брига: летучая мышь и черепаха
    Гибридизация: римские иудеи и иудейские римляне
    Знаки ереси и знаки позора
    Преисподняя: систематизация грехов
    Митры с демонами и казни еретиков
    Желтые кресты: градации покаяния
    Семиотика бесчестья
    Щит св. Иуды: геральдическая пародия и протестантская пропаганда
    II. Телесные знаки
    Страсти: тело Христа и тела палачей
    Страсти: сострадание и воображение
    Анимализация палачей: люди-львы и люди-псы
    Стигма на теле: анатомия и иноверие
    Вера и тело: споры об антииудаизме и антисемитизме
    «Рождение» еврейского носа
    Нос крючковатый/нос вздернутый
    Физиогномика: моральная теория носа
    Ростовщик и антихрист
    Чужак: видимый и невидимый
    Иероним Босх, Иоанн Богослов и демон-иудей
    Зоб: кретины и грешники
    Черный: главный цвет инаковости
    Темные лица – темные души
    Демоны-«эфиопы»
    Кожа и вера: может ли грешник побелеть?
    Синие люди: евреи и сарацины
    Черная святость
    Жесты палачей: насилие и осмеяние
    Вывернутые тела
    «Кто тебя ударил?» пытка как игра
    «Скрежет зубовный»: жесты угроз и проклятий
    Высунутый язык и злая речь
    «Против кого расширяете рот»?
    Фига: защита и агрессия
    Страсти по Симону
    Обнажение и испражнения
    Как узнать предателя? тело иуды
    Тайная вечеря: «один из вас предаст меня»
    Рыжий Иуда и «красные евреи»
    Желтый: презренный цвет?
    Деньги пахнут: нечистота и отвращение
    Покушение на евхаристию
    Заключение
    Библиография

    Михаил Майзульс - историк-медиевист, кандидат исторических наук. Сферы научных интересов: религиозная и культурная история западноевропейского Средневековья, средневековая иконография, визуальная антропология, католическая и православная демонология, древнерусская эсхатология, визионерские тексты и практики.

    Окончил Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока РГГУ (2004), Французский университетский колледж при МГУ (2004) и Высшую школу социальных исследований (EHESS) в Париже (2005; диплом DEA по средневековой истории). В 2007-2014 — преподаватель ЦМБ РГГУ. Научный сотрудник Учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ. Преподаватель Российско-французского учебно-научного центра исторической антропологии им. М. Блока.

    Лауреат премии «Просветитель-2018» за книгу «Страдающее Средневековье» (2018, совместно с соавторами С. О. Зотовым и Дильшат Харман). Лауреат премии «Просветитель-2022» за книгу «Воображаемый враг. Иноверцы в средневековой иконографии».

    Канал автора на Youtube: Скрытая ссылка


    Издательство: Альпина нон-фикшн
    Автор: Михаил Майзульс
    Возрастные ограничения: 0+
    Объем: 841 стр. 270 ил.
    Год: 2022
    Форматы: epub, fb2, fb3, mobi, pdf, txt, zip

    Стоимость: 599 руб.
    Скрытая ссылка
     
    1 человеку нравится это.
  2. Последние события

    1. божья коровка
      божья коровка участвует.
      17 дек 2025
    2. Styurva
      Styurva участвует.
      12 дек 2025
    3. skladchik.com
      В складчине участвует 5 человек(а).
      12 дек 2025
    4. ivan14
      ivan14 участвует.
      11 дек 2025

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Назначен организатор.
      1 дек 2025